ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БЕЛОГОРЬЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г. Шебекино, пер. Садовый, д. 2,

Телефон

8(47248)3-09-57

Эл. почта mbdou9.shebekino@yandex.ru

Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Подробную информацию о деятельности консультационной Службы можно узнать, пройдя по ссылке https://rosinka14shebekino.nubex.ru/6971/
МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №9
г. Шебекино Белгородской области"
 
 
 
Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, пер. Садовый, д. 2,
Телефон: 8(47248)3-09-57
Эл. почта: mbdou9.shebekino@yandex.ru

Материал на тему "Декоративно-прикладное творчество для детей 3-7 лет", воспитатель Щебетенко Н.В.

8 февраля 2023 г.

Декоративно-прикладное творчество в ДОУ.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Важны занятия по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи. В связи с этим в начале стоит задача найти пути оптимизации деятельности. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Ведущая цель - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка. Ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий: - системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования; - системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей; - разнообразие методов, приемов педагогического руководства, учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1. Ознакомление с цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полховского Майдана. 2. Понятие узор, ритм. 3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан"). 4. Интерпретация приемов.

Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т. д.).

1. Ознакомление с русской матрешкой, с русской деревянной и глиняной игрушкой. 2. Элементарные понятия единства практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции). 3. Элементарные понятия о создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности. 4. Простейшие приемы народной кистевой росписи. 5. Интерпретация приемов.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.

1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха. 2. Эстетическая, оценка явлений действительности в декоративном образе. 3. Приемы народной росписи, значение силуэта как средства декоративной композиции.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д.

1. Знакомство с произведениями мастеров народной керамики Гжели,.

2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом. 3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т. д.

Задачи  по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. 3.  Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства. 

Примерное распределение материала по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством по программе «Изобразительная деятельность в детском саду».

Вторая младшая группаВо второй младшей группе начинают формировать интерес к изобразительному искусству.  Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Рассматривание организуется так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. У детей 4-ого года жизни предусмотрено 1-но занятие рисованием в неделю. В «Методических рекомендациях» к программе не выделено конкретное число специальных занятий по декоративному искусству  в данной возрастной группе, но проходя программный материал с детьми, мы учим рассматривать и  рисовать элементы народного узора: кольцо («Укрась кукле платье»), круги разного размера («Тарелка для Зайчика»), листочки (рисуем способом примакивания) и в конце  учебного года рисуем узор «клетка» («Платочек для Матрёшки»). Учим рисовать ритмичный узор, располагать узор внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента. К концу года дети могут: - проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства, игрушек; радоваться созданным ими работам; -  знать названия народных игрушек (матрёшка, дымковская игрушка).

Средняя группа.   В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течение года на декоративное рисование выделяют 8 – 10 занятий (остальные 30 занятий отводятся на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков по замыслу детей).С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда).   При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи: - формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора.   Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.   Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора лучше связать с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия. Например, дошкольники расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи.  Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.   Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.   В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор.   Кроме того, при изображении предметов  целесообразно иногда предлагать детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу. Ориентируясь на умения, которые  дошкольники приобрели раньше на занятиях по рисованию.   Некоторые воспитатели, готовясь к занятию по декоративному рисованию, рисуют образцы и требуют точного их воспроизведения, считая, что скопировав образец, ребёнок научится составлять узоры на предметах разной формы. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный узор, ребёнок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания  и навыки в другие условия деятельности; не понимает, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. Ребёнку нужно предоставить возможность творить. К концу года дети могут: -  выделять средства выразительности дымковской  и филимоновской игрушки; -  украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Канал спокойной музыки

Старшая группа.   В течение года на декоративное рисование выделяют 18 занятий. Остальные отводятся на освоение предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, а также на создание рисунков по замыслу детей.

При создании декоративных композиций ставятся следующие  задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, - закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольской  игрушке; - познакомить с городецкой, хохломской, жостовской росписью, росписью Полхов-Майдана, росписью декоративных тканей; - учить выделять характерные элементы композиции, цветовой строй; - закреплять умение выполнять декоративный узор на бумаге разной формы; - развивать чувство ритма, цвета, композиции; - развивать творчество, интерес к декоративно-прикладному искусству. В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Педагог учит воспитанников выделять особенности каждого вида росписи.  Последовательность ознакомления с росписью:

  • Эстетическое восприятие изделий народных мастеров. Определение вида росписи, прикладной направленности изделия: посуда, доска, декоративное панно, игрушка). Восприятие узора: выделение содержания узора (например, в городецкой росписи – цветы, листья, птицы), определение колорита узора и связи его с назначением предмета.   У дошкольников необходимо воспитывать умение составлять, симметричные узоры на бумаге разной формы (полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, овале), выделяя середину, углы, кайму; создавать узор для ткани, чередуя элементы (полосатый, клетчатый орнамент, заполнение всего листа 2-3 элементами путём сочетания крупных и мелких форм); украшать объёмные формы – лепные изделия, работы из картоны (коробочки, бокалы). Следует побуждать детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

  К восприятию произведений народного  декоративно – прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и филимоновских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается.  При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композицион­ного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа — одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Педагог учит воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомит с приемами украшения листьев. Сначала, рас­смотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2—3 цветка, воспита­тель показывает общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный). При этом он подчеркивает, что в зависи­мости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов.   Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи воспитатель отмечает, что чем легче завитки, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску (спинку стула), квадрат, прямоугольник (стул, стол), круг (декоративная тарелка, панно и пр.); как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Нужно учить их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры следует отбирать наиболее простые, с учетом возможно­стей дошкольников.   Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистой линии).   Знакомство с хохломской росписью происходит по той же схеме. Нужно всегда помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии должна иметь месть игровая мотивация для детей.   В течение года по каждому виду народного декоративно-прикладного искусства проводят 2—3 занятия рисованием. Прежде всего, целесообразно обращаться к тем видам, которые характерны для данной местности (области). На последнем занятии дети составляют на бумаге (полосе, квадрате, круге и др.) узор по типу той росписи, с которой знакомились. Форму бумаги ребенок выбирает сам. Наборы бумаги подготавливает воспита­тель. Эти занятия являются итоговыми и дают педагогу возможность выявить уровень развития восприятия, представлений о виде народного искусства, умений в составлении узоров.   В течение года 5-6 заданий отводят на рисовании по замыслу. Дети сами составляют декоративный узор, произвольно рисуя разные элементы, подбирая по-своему цвета. Выполняя различные композиции. Целесообразно задания на создание симметричных узоров для вещей (платка, свитера).

К концу года дети могут: - проявлять интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; - выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция, колорит); - выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; - использовать разные приёмы и элементы  для создания узора; - подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Подготовительная группа. В течение года на декоративное рисование выделяют 18 занятий (остальные отводятся на освоение предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, а также на создание рисунков по замыслу детей). Задачи: продолжать развивать декоративное творчество детей; - развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, дымковская, жостовская, филимоновская, тверская и др.); - учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида; - закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; - закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того лили иного  вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

  В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадра­те, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), рас­писывают свои работы из глины.   Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того, вводится новая композиция — асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы за­полняют поверхность формы.   Занятия воспитатель должен планировать в определенной после­довательности. Каждому виду декоративно-прикладного искус­ства посвящается несколько занятий. Первое занятие отводится знакомству детей с изделием. Затем проводятся 3—4 занятия по рисованию.  На каждом занятии четко определяют задачи по композиции: форма листа и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи педагог учит детей изображать наи­более простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бу­тонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов на квадрате, круге, овале в зависимости от тех предме­тов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул, доска, сундучок).   Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.   На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается са­мостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи. На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют педагогу определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.   Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью применяется фланелеграф, на ко­тором воспитатель располагает готовые формы, а затем пока­зывает тот или иной вариант композиции или же предлагает это сделать кому-нибудь из детей.   В начале занятия целесообразно проводить упражнения про­должительностью 2—3 мин, в процессе которых дети учатся изоб­ражать сложные элементы на небольшом листе бумаги. При обучении дошкольников декоративному рисованию широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».  В группе периодически следует устраивать выставки предме­тов народного искусства (одного или нескольких видов). К концу года может быть организована выставка детских работ, выполнен­ных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

К концу года дети могут: - знать разные виды декоративно-прикладного искусства; - называть средства выразительности; - высказывать эстетические суждения о произведениях искусства; - создавать индивидуальные декоративные композиции; - использовать в рисовании разные  материалы и способы изображения.

Диагностическое обследование детей по усвоению программы по декоративно-прикладному искусству.

  Критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве:

- знания о народном декоративно-прикладном искусстве; - знания характерных особенностей народных промыслов; - умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, ис­пользуя геометрические и растительные элементы; - умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью; - умение лепить глиняную игрушку; - умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особеннос­тями народного промысла.